1 ноября стартует серия домашних игр первенства юниорской хоккейной лиги «Сибирь – Дальний Восток». С июля этого года команду ЮХЛ «Манул» тренирует молодой, но очень опытный тренер, настоящий фанат своего дела, Вадим Богульмов. Мы побеседовали с Вадимом о текущем сезоне, о проблемах молодого поколения, а также о сложной, но интересной тренерской работе.

Вадим Богульмов
– Вадим Андреевич, как в целом проходит сезон?
– На уровне ЮХЛ – сложно, очень сложно. У нас чуть меньше мастерства, плюс разница в возрасте. ЮХЛ – это сейчас
8–9-й год, а у меня половина команды – парни 10-го года рождения, то есть на 2 года младше. Поэтому в «физике» очень сильно уступаем, в габаритах. Соответственно, это выливается в результат игры. Тяжело.
Уровень хоккеистов пока не очень высокий. Между нами и клубными системами, например, Владивостока или Хабаровска, – пропасть. То есть там – КХЛ, МХЛ, структура. Дети растут, последовательно проходят все этапы развития… Знаете, вот есть отбор спортсменов, это когда к тебе пришло 100 человек, и ты даёшь им определённые упражнения. С помощью этих банальных упражнений выбираешь 50–40 человек, а остальных, тех, кто не подходит под этот вид спорта, убираешь. У нас же в Забайкальском крае это в большей степени набор, и то такой, которого нам по факту не хватает.
– То есть, грубо говоря, людей мало.
– Абсолютно, да. Хотя, с другой стороны, не такой уж мы и маленький город, 300 тысяч человек, краевой центр. Но буквально вчера Чита проиграла Тынде на ДФО. Я посмотрел, в Тынде проживает 30 тысяч человек. А в посёлке Ванино Хабаровского края, который представляет команда «Трансбункер», вообще население 10 тысяч человек. Там не так много детей, но они все идут на хоккей.
Есть ещё один важный момент. Во времена СССР спортсменами становились те дети, которые росли в неблагополучных семьях и с помощью спорта пытались выбиться в дальнейшую жизнь. А сейчас, наоборот, складывается так, что приходят обеспеченные дети. Хоккей – дорогостоящий вид спорта: обмундирование, экипировка. Уж не говоря о затратах на то, чтобы свозить детей на игру. Соответственно, этим детям ничего не надо, они не могут брать ответственность за себя. Поколение инфантильное.
– Это вы какое поколение имеете в виду?
– Да вот даже ребята 10-го года, которые сейчас у меня. К примеру, у парня телефон за 150 тысяч. Я спрашиваю: «Тебе за что такой телефон дали?» Ответ такой: «А я не просил, мне его подарили». То есть это даже не обесценивание денег и возможностей…
– Что-то само собой разумеющееся.
– Да. И ребёнка не за что ругать, так сложилась ситуация. В итоге получается, что все мы здесь занимаемся любимым делом, но по факту приходится подгонять.
– Хотите сказать, что основная проблема кроется именно в финансовом достатке, который не очень способствует саморазвитию?
– Ну да. Единицы, реально единицы. Допустим, пришло 100 человек, их разделили на три условные группы: одни будут ползать по льду, другие – чуть-чуть двигаться, а третьих уже не надо учить кататься, они относятся к хоккею по-взрослому. У одних нет возможностей, но есть желание, а у других – наоборот. А есть такие, у которых ничего нет. Но здесь уже вопрос к нам как к школе: к чему мы идём? Мы хотим выстраивать команду, завоёвывать медали либо просто воспитывать детей на уровне физкультуры?
– А в процессе тренировок и самой игры у ребят, которых вы считаете инфантильными, не появляется азарт, желание победы для своей команды?
– Вопрос вы задали правильный, но в действительности всё идёт в обратную сторону. Каждый из них грезит в первую очередь о заработке. Не о результатах и не о поддержке партнёров. Вот вроде бы сидят плечом к плечу, но один за другого, грубо говоря, фантик выбросить не может. А на льду надо костьми ложиться за своих партнёров. Твой партнёр недоработал, и ты за него это сделал. Это уже более серьёзные вещи, чем фантик.
Поэтому, конечно, пытаешься сделать из них как минимум хороший боевой коллектив, это первоначальная задача. Если ребятам не хватает мастерства, технической оснащённости, значит, давайте будем брать характером, биться, бороться, помогать друг другу. Порядок побивает класс. Но даётся это очень тяжело. Команду составляют ребята 8-го, 9-го, 10-го годов и плюс приезжие. Команда сложилась из четырёх небольших частей.
– Но сложилась.
– Ну пытаемся, работаем, да. Но уже хочется не учить, а показывать и требовать. Чтобы я доносил до них свои мысли, а они исполняли. Показал на доске стрелочками, и у ребёнка уже в голове появляется понимание. Но пока, к сожалению, воспитательный процесс очень часто мешает тренировочному. Команда вроде бы взрослая, уже должны быть отлажены командные тактические действия – посмотрел партнёру в глаза и понял его мысли. А нам иной раз приходится заново учиться кататься, обрабатывать шайбу. Эти вещи должны были быть усвоены лет 5–7 назад.
– Вернусь к проблемам поколения. Интересно, что ребята, несмотря на обеспеченность, всё равно главной целью ставят обогащение. Замкнутый круг какой-то.
– По факту да. Не профессиональная карьера хоккеиста, а зарабатывание денег.
– Это весьма поверхностный взгляд на хоккей.
– 100%. Мы в своё время по 10-му году работали со спортивным психологом. У 9 из 10 ответ был примерно один и тот же: мы хотим зарабатывать. Это неотъемлемая часть профессионального спорта, понятно. Но тут мы говорим об их внутреннем восприятии.
– О мировоззрении.
– Да.
– Их сложно за это винить.
– Конечно, одно поколение следовало за другим, делая то, что мы сейчас и имеем.
– С учётом всего этого, каковы перспективы у ребят?
– Какое бы ни было поколение, с ним нужно работать, находить подход к каждому.
– К каждому? А это не из области фантастики?
– Может быть, не к каждому из 100 человек, но у меня это достаточно неплохо получается. Мы постоянно разговариваем, я на уроки к ним хожу, сижу вместе с ними за партой. Сам я человек приезжий, из Ангарска. В хоккее с малых лет. В своё время достиг профессионального уровня, а сегодня активно занимаюсь педагогической деятельностью. Что-то получается, что-то нет. С кем-то нужно больше разговаривать, с кем-то меньше. Кого-то – погладить по голове, а кого-то – «подпинывать». Всё зависит от того, насколько ты сам заинтересован в своей работе. Я люблю свою работу, у меня жизнь в этом заключается – хоккей, хоккей, хоккей. Я пока даже до создания собственной семьи дойти не могу, потому что – хоккей. Я где работаю, там и живу.
– Буквально?
– Да, при стадионе, на втором этаже.
Поэтому всё зависит от личного выбора. Либо ты просто бросаешь шайбу и получаешь зарплату, либо живёшь этим, воспитываешь ребят как собственных детей, относишься к ним как к большой и дружной семье. Я именно так отношусь к работе. Пусть мы, может быть, не станем суперкомандой, суперхоккеистами, хотя в этом году три лидера команды 10-го года разъехались как раз по клубным системам: двое уехали в «Адмирал» во Владивосток, один – в челябинский «Трактор». Да, лидеров забрали, команду обескровили. Я первое время относился к этому эмоционально, расстраивался. А потом эмоции отпустили, я подумал и пришёл к выводу – хорошо, что кто-то «выстреливает». Это радостно для меня как для тренера и для самих парней это большой шаг вперёд, для них там открывается гораздо больше возможностей.
– Как вы развиваетесь в профессиональном плане? Может быть, смотрите видео, книги читаете…
– Обязательно. Я сам продолжаю играть, а также являюсь профессиональным хоккейным судьёй. Домой прихожу, включаю хоккей в гаджете. Утром просыпаюсь – североамериканский хоккей. Это всё на постоянной основе. Иногда люди спрашивают, не устаю ли я от этого. Нет, я получаю максимальное удовольствие. Смотрю на мастеров, на профессионалов, читаю книжки, методические пособия. Но всё потом подстраиваю под себя, под ребят и их техническую оснащённость. Где-то минимизирую то или иное упражнение, а где-то дополняю. Вот они, дощечки, листочки (показывает на кипу бумаг со схемами. – Прим. автора). Ведь работа заключается не только в том, чтобы выйти на лёд, крикнуть и бросить шайбу. Это ещё и бумажная работа. Ты думаешь, рисуешь, потом переносишь на чистые страницы, а после пытаешься воплотить это на льду.
– Поговорим о предстоящих домашних играх.
– Самое главное – не упасть лицом в грязь. Показать боеспособный коллектив, характер, хорошую зрелищную игру. Я не сторонник того, чтобы отсиживаться в обороне. По мне, лучше проиграть 6:9, чем 1:2. Спорт спортом, но на нас ведь приходят посмотреть люди.
– Для вас важно, чтобы игра была как шоу.
– Обязательно, это одна из самых главных прерогатив для меня как для тренера. Чтобы болельщики остались довольны.
Подчеркну, что на уровне ДФО мы можем показать достаточно хорошие результаты. Мы обыграли здесь Владивосток в обеих играх. С «Амуром» 9-го года сыграли пополам – одну игру проиграли, вторую выиграли. Не в упрёк тому, что сейчас происходит, но на перспективу следующего года команда должна сложиться посерьёзнее. С учётом того, что дети 10-го года в этом году очень много игровой практики получат. То есть у нас на уровне ЮХЛ – 52 игры и плюс Дальневосточный федеральный округ, это ещё 30–40 игр. Дети за сезон сыграют порядка 80–100 игр. Это кажется, что много, но в действительности так и должно быть. Ты должен каждые субботу-воскресенье играть официальную игру.
– С кем команда будет состязаться дома?
На домашние игры приезжают две команды из Новосибирска – «Сибирь» и «ЦЗВС». Вообще, в этом году в чемпионате участвуют аж четыре новосибирских команды – две «Сибири», «ЦЗВС» и «Динамо-Новосибирск»! Вот как плотно там представлен хоккей.
– Наверное, вы ожидаете домашние встречи с некоторой дрожью.
– Ну да, это лидеры чемпионата, занимающие первые и вторые места. «ЦЗВС» чуть-чуть послабее, но тоже сильные. Если брать как пример игры с «Сибирью», прошедшие 20–21 сентября, то первая игра была достаточно хорошая, боевая. 1:0 повели, но, к сожалению, проиграли со счётом 1:2. Вторую игру тоже проиграли. Дело в том, что их команда вся 8-го года была, они все уже со щетиной. И нашим парням, конечно, тяжело вступать в физическую борьбу с ними. Но те игры показали, что характер у нас есть, что мы можем и умеем огрызаться.
– Что ж, ждём болельщиков.
– Всех любителей хоккея, фанатов команды «Манул», и, быть может, личных моих сторонников приглашаю на хоккей. Всех буду рад видеть. Обещаю показать качественный хоккей и боевую команду.


