Дмитрий Виноградский
Хоккейный клуб «Манул» сегодня – бренд, символ молодости и развития. Даже не особо интересующиеся спортом читинцы наверняка слышали об успехах клуба и команды. Это результат труда целой команды людей, принявших на себя вызов поднять престиж хоккея, ведь быть хоккеистом для любого мальчишки – по-настоящему круто. Мы поговорили с Дмитрием Виноградским, руководителем проекта развития детско-юношеского хоккея в Забайкалье, о том, как начинался проект, об основных свершениях юниорского «Манула», а также о больших планах.
ХК «Манул» против ХК «Сибирь». 7 апреля 2024 года
2024 год стал для «Манула» особенным, потому что многое произошло впер-вые. Впервые команда вышла в сильнейшую в Сибири и на Дальнем Востоке группу «А», дала бой лидерам этой группы. Из выпускников прошлого сезона четверо че-ловек попали в команды Молодёжной хоккейной лиги – впервые. За этим успехом стоит большая команда. Это и тренеры на льду, и те, кто занимается общей физиче-ской и силовой подготовкой, и врачи, и диетологи. А также спортивные чиновники, финансовые партнеры проекта. И, конечно, родители, которые на протяжении всей спортивной карьеры ребят выполняли роль важных драйверов их успеха, были вни-мательны, тактичны, с пониманием относились к тренировочному процессу, муже-ственно переносили трудности.
ХК «Манул» против ХК «Амур». 19 января 2025 года
– Дмитрий Валерьевич, для начала хочу уточнить вот что. На «Чита.Ру» есть большая страница с вашими комментариями о работе школы хоккея в нашем городе. И внизу страницы указана ссылка на сайт АНО «ЦЕНТР РАЗ-ВИТИЯ ХОККЕЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ», перейдя по которой, оказыва-ешься в группе «ХК «Манул»» во «ВКонтакте». Выходит, это одно и то же?
– Да, группа «ХК «Манул» в «ВКонтакте» – это единственная наша информа-ционная площадка. Когда мы давали комментарии коллегам-журналистам по поводу хоккея, мы преследовали цель – повысить популярность этого вида спорта. Разъяс-нить родителям, что хоккей – не так дорого, как об этом часто говорят, и что травма-тизм хоккея преувеличен. Дали ссылку на группу «Манула» главной хоккейной ко-манды Забайкалья, юниорской сборной. Чтобы люди, перейдя в группу, могли визуа-лизировать представление о хоккее, увидеть фрагменты матчей, фотографии, успех ребят. Нам очень важно получать обратный отклик не только от детей, но и от их ро-дителей. Потому что ребёнка на хоккей, как и на любую другую спортивную секцию, приводят родители. От их настроя и задора зависит успех дела.
Группа в значительной степени ориентирована на более или менее взрослую аудиторию. Однако строим её таким образом, чтобы она была интересна и молодёжи, и в то же понятна нашей целевой аудитории – взрослым. Это те люди, которые могут привести своих детей, сделать выбор в пользу нашего вида спорта, базируясь на том, что хоккей воспитывает настоящих мужчин, умеющих за себя постоять. В группе есть соответствующая форма, которую каждый может заполнить, отправить заявку. Все заявки обрабатываются, после чего с каждым разговаривает тренер, приглашает на пробные занятия в спортивную школу.
Центр развития хоккея Забайкальского края и группа во «ВКонтакте» «ХК «Манул»» – одно и то же, с единственной поправкой: группу мы позиционируем в первую очередь как отражение жизни команды «Манул», там всё, что связано с нашей главной командой.
Хоккей воспитывает настоящих мужчин, умеющих за себя постоять
– У центра есть ещё какие-то интернет-ресурсы?
– Нет, этого и не требуется. Я не сторонник распалять ресурсы. Когда мы раз-рабатывали коммуникационную программу – что и кому мы должны рассказать – поняли, что самая молодая аудитория (подростки и младше) сегодня мало пользуют-ся информационными ресурсами, которые нам всем известны. То есть сайты, группы во «ВКонтакте», другие привычные нам социальные сети. Основная масса ребят пользуется тематическими чатами в мессенджерах, там и происходит общение. По-этому мы сделали одну, но максимально добротную группу, которая стала точкой дальнейшей пересылки информации на совершенно разные коммуникационные пло-щадки. В некотором смысле наша группа – это верификационный центр. А ресурсы донесения и получения информации люди выбирают себе сами. Они точно получат там всю необходимую информацию, если есть соответствующий интерес к теме.
По итогам 2024 года у нас было много уникальных событий, в том числе те-перь мы можем утверждать, что паблик «ХК «Манул»» – лучший в стране среди со-обществ команд ЮХЛ. Это признают аналитики: менеджеры команд и те, кто зани-мается комментированием матчей. С нас многие берут пример.
Считаю, что главное мерило этой работы – болельщики на трибуне, для нас это главный показатель. Понятно, что в своей внутренней профессиональной работе мы большое внимание уделяем спортивной статистике, прогнозам, аналитике как коман-ды, так и игроков, чтобы оценивать их работу, планировать нагрузку. Но если на трибуне есть болельщики, значит, мы «продаём» годный «продукт». Если их нет, то всё, что мы делаем внутри – никому не нужно, люди это не ценят. В связи с этим назову ещё одно достижение 2024 года. Команда «Манул» стала самой посещаемой в стране среди команд Юниорской хоккейной лиги. Были матчи, на которых присут-ствовало 1500-1600 зрителей, просто больше на «Чита-Арена» не вместится физиче-ски.
Особая наша гордость в этой связи – нам удалось сформировать в Забайкалье новую спортивно-зрелищную культуру. Хоккей сегодня – это модно. При этом мы не зазываем болельщиков, не придумываем лотереи, не просим какие-либо учреждения приходить. Просто даём информацию о матче, и люди приходят сами.
Команда «Манул» стала самой посещаемой в стране среди команд ЮХЛ
– Анонсируете в группе?
– Да, это первичная и единственная информационная точка. Потом та или иная информация разлетается по разным чатам, по так называемому сарафанному радио. Коммуникационная программа, которую мы планировали ещё в 2020 году, получи-лась. Продолжаем поддерживать уровень интереса болельщиков к игре. Мы должны понимать, что человеку, который пришёл в достаточно прохладное место провести 2 часа своей жизни, нужно показать шоу, зрелище высокого уровня, после которого он выйдет удовлетворённым и захочет вернуться. Вне зависимости от того, выиграла команда или проиграла. С точки зрения болельщика всё самое главное – в содержа-нии игры. Нам очень важно, чтобы болельщикам нравилось то, что происходит на площадке. И ребят мы нацеливаем на это в том числе.
Хоккей внутри, в глубине тренировочного, подготовительного процесса – это боль, пот и кровь. Это очень тяжелый ежедневный труд. И когда на площадке проис-ходит кульминация – игра – это лишь вершина айсберга. Ребята, выходя на площадку и видя поддержку трибун, получают очень важный эмоциональный заряд для того, чтобы продолжать работать над собой с той же самоотдачей и вовлеченностью.
Поэтому, когда мы делаем большие презентации или выступаем перед партнё-рами, которые поддерживают развитие хоккея, всегда говорим: болельщики – наша главная ценность. Мы делаем всё, чтобы они приходили и помогали нам вместе до-биваться успеха.
Хоккей в глубине тренировочного процесса – это боль, пот и кровь
– В декабре 2025 года на одном из мероприятий Фонда развития Забайка-лья вы сказали: «Мы сами прошли путь от идеи до регистрации организации, вдохнули в неё жизнь и реализовали проект по развитию хоккея в Забайкаль-ском крае». Также вы отметили, что «важен накопительный и человеческий эффект» и что «предстоит пройти большой путь». Расскажите о том, как начи-нался проект и что означает «накопительный и человеческий эффект»?
– На этом мероприятии я говорил об опыте, связанном с регистрацией, с при-нятием, так скажем, правил, по которым работают подобные некоммерческие соци-ально ориентированные организации. И о том, что нам удалось создать современ-ную, молодую, очень гибкую команду ребят. Ведь дело не в деньгах, они на самом деле кардинально ничего не решают. Проблема во многих сферах спорта сегодня – отсутствие необходимого уровня компетенции, отсутствие цели. Можно всё залить деньгами, но результата, увы, не будет.
Главный вызов для нас был в создании команды энтузиастов и специалистов, которые могут привнести серьёзные, революционные изменения. Потому что хоккей – специфический вид спорта, сложный технически, и в нём не бывает мгновенных изменений. Очень тяжело добиться перемен за один-два сезона. Многие вещи в под-готовке ребят берутся объёмом. Чтобы парень начал прилично бросать, ему на тре-нировках за свою карьеру детской и юниорской школы со льда нужно сделать не меньше 500 тысяч бросков по воротам, при этом провести не менее 3 тысяч ледовых тренировок: монотонно отрабатывать катание, владение клюшкой и так далее. И всё это под прицелом профессионального тренера, чтобы технически правильно делать все упражнения, закреплять их. Нельзя вместо этого сделать полторы тысячи брос-ков или провести 500 тренировок, и получить тот же эффект.
Но мы определили несколько точек, которые точно сможем поменять. Подход к тренировочному процессу, к процессу восстановления и к процессу питания ребят. Перевооружить их технически, вдохнуть в них некий дух авантюризма, спортивной дерзости, дух победителя. То есть полностью перезагрузить команду и добиваться новых результатов. Я считаю, что нам это удалось сделать. Мы в первую очередь смогли победить самих себя. И когда в прошлом году был выпускной, я говорил парням-выпускникам, что наша главная победа в сезоне заключалась в том, что мы перевернули представление о самих себе. Что мы можем выигрывать у «Сибири», у «Амура», у новокузнецкого «Металлурга». Это команды, имеющие за своими пле-чами хоккейные академии, многолетнюю историю. И мы играем с ними шайба в шайбу. Нам это удалось не только потому, что мы хорошо подготовили ребят техни-чески, но и потому, что смогли помочь им изменить восприятие самих себя.
Показать шоу, зрелище высокого уровня
– То есть важен вопрос психологии.
– В том числе. Кстати, спортивная психология – очень серьёзная отрасль, кото-рую в Забайкалье предстоит развивать. У нас этому очень мало внимания уделяют. И принято считать, что парень или девчонка должны быть хорошо технически воору-жены, должны быть сильными, поднимать вот столько-то, бежать так-то, и тогда он или она – победитель. Не факт. Физически хорошо подготовленный спортсмен может выйти на спортивную площадку и «развалиться» за минуту. Так же и команда.
Мы продолжаем развивать эту отрасль, мы работаем со спортивными психоло-гами. Потому что достаточно много отвлекающих факторов в подростковом спорте, ребятам много что мешает концентрироваться.
Выпускной. 26 мая 2024 года
– Это были читинские психологи?
– На том этапе, когда нам это было необходимо, привлекали местного специа-листа, да.
Продолжая отвечать на вопрос о «накопительном и человеческом эффекте», подчеркну, что мы смогли сформировать команду людей, которые верят в результат, способны его принести. Что касается больших перспектив и дальнейшего движения вперёд, мы понимаем, что топтаться на месте, просто развивать детский или юниор-ский хоккей – история конечная, у неё есть потолок. Нам надо двигаться в сторону команд постарше, конечно.
Моя мечта – появление в Забайкалье команды Молодёжной хоккейной лиги. Это откроет бо́льшие горизонты для ребят, повысит уровень их мотивации, посколь-ку МХЛ – первая профессиональная ступень в хоккее. Ребята смогут трудиться с бо́льшим усилием, понимая, куда можно будет сделать следующий шаг. И очень хоте-лось бы, чтобы этот шаг они делали в нашем регионе. Понятно, что работа спортс-менов в МХЛ – это «скоропортящийся товар», потому что она ограничена возраст-ными рамками. Но имея в регионе команду Молодёжной хоккейной лиги, мы сможем дать ребятам максимум, чтобы они имели путёвку в большой хоккей. И нам бы хоте-лось, чтобы не только наши ребята оставались, но и приезжали молодые спортсмены из других регионов, показывали свой уровень. Мы очень стремимся к созданию ко-манды МХЛ, хотя это трудный вопрос.
Болельщики на трибуне — главный показатель
– А в чём заключаются трудности?
– В нескольких вещах. Во-первых, это сложно инфраструктурно. Есть техниче-ский регламент, который предъявляет определённые требования к самой арене, он очень строгий: вместимость, техническая оснащённость (видеотрансляции, видеогол, раздевалки). Мы понимаем, что у нашей альма-матер «Чита-Арена» ресурсы ограни-чены – и по посадочным местам, и по технической вооружённости, и по размеру площадки. Ведь сейчас уже на площадках 30×60 по большому счёту профессиональ-но никто не играет, все играют преимущественно на площадках 26×60. И арену большого размера сертифицировать очень трудно. То есть перед нами стоит гене-ральная задача строительства новой ледовой арены с запасом мощности и ёмкости по посадочным местам. Чтобы она могла принимать официальные матчи не только МХЛ, но, может быть, когда-то и ВХЛ.
Во-вторых, это другой уровень с точки зрения финансирования команды. Ведь эта история вдолгую. Никто же не будет подписываться на подобный проект на 3 или 5 лет. Он на 10–15 лет, и на такой дистанции сумма в совокупности получается уже серьёзная.
Но я глубоко убеждён, что это всё преодолимо. И даже на мощностях «Чита-Арена» мы могли бы стартануть. В стране есть примеры, когда в виде исключения регионам, в частности Сахалину, давали добро на то, чтобы запуститься на суще-ствующих мощностях под перспективу модернизации. Мы стараемся делать всё, что-бы быть готовыми инфраструктурно, финансово, и, самое главное, с точки зрения подготовки хоккеистов. Мы должны быть готовы заниматься развитием ребят таким образом, чтобы они точно были конкурентно-способными по отношению к выпуск-никам больших хоккейных школ, могли пополнять нашу команду МХЛ.
– К вопросу подготовки. Ранее вы говорили о спортивной психологии и о том, что важно побеждать самих себя. А что именно мешает в подготовке ребят в этом плане? Некая провинциальная ментальность, что мы, мол, всегда где-то в хвосте?
– Первое, мы не видели больших побед в этом виде спорта, не знаем, как это делается. Не было такой цели. Как могли, так и готовили ребят. Но ситуация измени-лась, возможности поменялись, теперь надо менять и отношение к делу.
Второе, у нас в некотором смысле устарели подходы к тренировочному про-цессу. Нужна свежая кровь, прогрессивный взгляд, новые тренеры, новые кадры. Желание и умение побеждать.
– Сегодня появляются такие прогрессивно мыслящие люди?
– С трудом. Прежде всего сейчас мы пытаемся обратить внимание на своих ре-бят, выпускников. Кто из них проявляет педагогические навыки, желание работать с детьми. Потому что не каждый игрок может стать тренером, нужен талант педагога. Да, может быть, наши ребята не играли в каких-то больших клубах, но современный мир позволяет на дистанции черпать знания о новых подходах. Главное, чтобы они горели этим, хотели двигаться к цели. На данный момент у нас есть 4–5 человек, ко-торые закончили спортшколу и спортивную карьеру, и сейчас получают образование здесь, в Забайкалье. Мы хотим, чтобы впоследствии они получили профильное обра-зование в высших учебных заведениях, где готовят именно тренеров хоккея, и про-должили работать в Забайкальском крае.
Что касается привозных тренеров, то, не буду скрывать, мы на этапе перегово-ров. Это тоже недешёвая тема, прямо скажем. Но это надо. Не потому, что я не верю в тренеров, которые занимаются с ребятами сейчас, а потому, что нужно внести раз-нообразие в процесс, повысить конкуренцию, соревновательность.
– Что ещё отметите из новостей?
– В 2024 году закончилась трёхлетняя программа развития хоккея. Программа появилась благодаря договорённости между губернатором Забайкальского края и компанией «Норникель». Мы, конечно, заранее стали готовить всё для того, чтобы программа была продлена, чтобы убедить губернатора и партнёров в том, что у нас есть успехи. И это стало платформой для принятия решения о продлении программы ещё на 5 лет. Это хорошая новость, позволяющая нам с оптимизмом смотреть как минимум на ближайшие 5 лет. Но расслабляться нельзя, мы каждый год должны дви-гаться вперёд.
Главным нашим партнёром с точки зрения денег является «Норникель» и его представитель здесь – Быстринский ГОК. Конечно, и правительство, и губернатор не остаются в стороне, и я хотел бы отметить их большие вложения в инфраструктуру. Сегодня «Чита-Арена» технически для тех соревнований, которые мы проводим, во-оружена не хуже, чем ведущие ледовые дворцы страны. Сейчас там новое холодиль-ное оборудование. Идёт обновление трансформаторного оборудования и ледозали-вочной техники.
– Напоследок несколько мотивационных слов родителям, которые прямо сейчас выбирают между хоккеем и другим видом спорта.
– Не бойтесь приводить детей в хоккей. Я везде стараюсь развеивать миф о том, что хоккей – дорогой вид спорт. В родительских чатах бытуют «страшилки» о высокой стоимости хоккейной формы. Мальчишке в 5-6-8 лет топовая форма за су-масшедшие деньги не нужна, он просто не в состоянии использовать все её возмож-ности. Ему подойдут простые наборы, которые стоят совершенно недорого. Притом что мы с Олегом Георгиевичем Самсоновым (директором Спортивной школы олим-пийского резерва №2. – Прим. автора) обсуждаем приобретение таких наборов. Что-бы дети могли прийти и попробовать, чтобы это было доступно и бесплатно.
Кроме того, хоккей не такой травматичный, как многие рассказывают. Да, «в хоккей играют настоящие мужчины» – это не просто слова. Но пока ребёнок малень-кий, шанс получить тяжёлые травмы у него минимальный. Вес пока небольшой, бросков нет никаких особенных. Чем старше он становится, тем выше уровень вла-дения шайбой, и он ведёт себя на площадке осторожнее. Уже умеет применять сило-вые приёмы, реагировать, когда их применяют против него.
Мы бы хотели, чтобы больше ребят приходило на хоккей. С набором у нас сей-час откровенные трудности. Отмечу, что это не только у нас, но и в целом по Даль-нему Востоку. В спортивных школах Сахалина, Владивостока, Хабаровска, Благове-щенска та же проблема: уменьшается количество детей, приходящих в спорт. Почему это происходит? Напрямую с оттоком населения это не связано, а связано с тем, что в последние годы количество альтернативного времяпровождения для ребят стало больше. Появились гаджеты, игры, тематическое времяпровождение. И получается, на первый взгляд, что это безвыходная ситуация. Мы же не будем у них телефоны отнимать…
– Пожалуй, эта тенденция будет увеличиваться и дальше.
– Вы правы. Сегодня с развитием искусственного интеллекта появляются новые платформенные возможности, то есть мир дополненной реальности в развлекатель-ном секторе становится преобладающим. Это вызов, и нужно на него отвечать. Не надо думать над тем, как же это всё запретить.
Какую-то часть аудитории переубедить не удастся. Но есть дети, которые хотят заниматься спортом. Приведу в пример себя. Мне компьютерные игры всегда были безразличны. В моё детство они только появлялись. И мне было неинтересно. Уве-рен, что и сегодня таких, как я, немало. Нам надо их найти, достучаться до них.
Кто-то предлагает ходить по детским садам, рассказывать о себе, презентовать. Хорошая идея?.. Я всё-таки прогрессивный человек и считаю, что нам нужно идти в интерактив, через те же самые гаджеты. «Касаться» потребителя самим. Мы думаем над способом. Это должен быть некий электронный продукт, который был бы адап-тирован под различные платформы, начиная от TikTok и заканчивая чатами. Таким образом мы сможем рассказывать детям и молодёжи о хоккее, показывать визуально, что хоккей – это круто.