Главная / Статьи / Актуальное интервью / Евгений Гришин: «Потенциал у нас есть»
19 июня 2025 в 11:04

Евгений Гришин: «Потенциал у нас есть»

Хоккей с шайбой

Совсем недавно состоялся открытый турнир по хоккею «Кубок Читы», посвящённый Дню города, среди юношей 2013–2014 годов рождения, в котором традиционно приняла участие команда при МБУДО «Спортивная школа №5» – «Беркут». Мы поговорили с тренером команды Евгением Гришиным о её развитии, о проблемах детского хоккея в Забайкалье, а также о том, почему юным хоккеистам не стоит спешить покорять Москву.

Евгений Гришин

– Евгений Николаевич, вспомним историю «Беркута». Когда появилась команда?
– В Сосновом Бору построили новый детский садик, и я в нем вёл физкультуру в группах. Там я и набрал детей 4-х лет, начал отдельно с ними заниматься. На следующий год уже поставил их на коньки. Занимался с ребятами физкультурой в садике, а вечером они ходили ко мне на коньки. Также приходили дети по объявлению. Это был где-то 2016–2017 год. Так до выпуска из детского сада с ними и работал.

Команда готова выступать, но есть трудности

– В какой момент начала формироваться команда?
– Тогда и начала. Потихоньку дети отсеивались, и осталось у меня где-то 12 человек. Некоторых способных детей родители дальше не повели, а дети хорошие были.

Игроки «Беркута» на турнире по хоккею «Кубок Читы»

– А сами ребята хотели?
– Детям в этом возрасте хоть куда, лишь бы двигаться. Я отбирал чисто игровиков, это когда ребёнок мячик видит и у него глаза загораются. Существуют специальные упражнения для отбора именно таких детей. Они же все разные. Есть, допустим, индивидуалисты. Есть те, кому именно бегать надо. А есть игровики, которые нужны для игровых видов спорта. На начальном этапе так, а уже потом следует развивать способности – у кого какие.

Так проходят тренировки

– Как быстро вы определяете, к какому типу относится тот или иной ребёнок?
– Здесь 50/50. Зависит от «потолка», который есть у ребёнка. Допустим, ребёнок быстро схватывает, быстро осваивает, но «потолок» у него низкий – ему быстро становится неинтересно, он уже чем-то другим хочет заниматься. Очень много детей в маленьком возрасте здорово идут на первых порах, а затем отступают. А у кого-то «потолок» высокий, ребёнку трудно всё даётся, но он всё равно заметный.

Детям в этом возрасте хоть куда, лишь бы двигаться

– Думается, именно ребята из второй категории выбиваются потом в профессиональный спорт.
– Это по-разному. Если талант, то он пойдёт до конца. Встречаются такие дети – индивидуумы. Естественно, они потом в высший дивизион идут. В КХЛ, по статистике, попадает один человек на миллион. У нас ещё подготовка неправильная. Взять, допустим, шведов, финнов. Я был в Финляндии, это маленькая страна, меньше нашего Забайкальского края. Там другой подход. Они не гонятся за результатом, а работают на развитие техники владения коньками и владения клюшкой.
При чемпионатах мира, которые проходили у нас, проводились семинары тренеров, и все детские тренеры туда съезжались, – естественно, за деньги. Приглашались специалисты – из Канады, Швеции, Швейцарии – читали лекции. Приезжали ребята, которые поиграли в НХЛ, и они тоже давали свой анализ, сравнивали. Шла работа над тем, чего нам не хватает для того, чтобы достигать высокого уровня именно в детском хоккее. Выступали также специалисты по ОФП, психологи. Интересно было. Сходишь туда, а потом идёшь на сами игры, смотришь чемпионаты.
И вот шведы и финны говорили, что у них идёт специализация – подразделения на амплуа – только с 14 лет. А до этого все дети должны играть везде.

Праздничный торт в честь завершения «Кубка Читы»

– То есть набираться разностороннего опыта.
– Да. А у нас как? У меня, например, мальчик в ЦСКА поехал, будучи первоклассником. Летом, значит, возвращается, я его ставлю, а он – чистый защитник. Я у его мамы спрашиваю: как так-то? Она отвечает: «Да, нас сразу в защиту определили». Это неправильно. Ребёнок в этом возрасте должен везде попробовать, потому что он потом меняется, может, вообще вратарём станет. А там вот так… Москву у нас не любят, потому что детей там выставляют и требуют результат-результат-результат. А именно занятия не проводятся. Идёт селекция, выжимают из ребёнка всё, что есть. Многие родители нарываются, хотя говоришь им: не ездите в Москву, поезжайте в Новосибирск, в Екатеринбург, там лучше. А Москва – мясорубка, детей гробят и выгоняют. Чуть что не так – не нужен.

Юные спортсмены на льду

– Топорный подход.
– Да. На 2007 год приводилась статистика. У финнов было 70 тысяч профессионалов, у шведов – 80, у Америки, по-моему, 150 тысяч, у Канады – под 200. А у нас на тот момент было всего 50 тысяч. Сравните по территории и по количеству профессиональных игроков шведов и финнов с нами…

Если объединить 13-й год «Манула» и «Беркут» – будет хорошая команда

– Вернёмся к «Беркуту». Когда и где команда начала принимать участие в соревнованиях?
– На Кубке города, который в этом году мы провели в четвёртый раз. А так, была ещё «Золотая шайба», ответственным за которую в Федерации хоккея Забайкальского края я являюсь. Кроме того, ездили с командой на турнир в Новосибирск лет пять назад.

– Как менялась и развивалась команда в течение этого времени?
– Начинали Кубок мы неплохо, подбор команд был хороший. Два года Кубок города проходил вообще здорово, приезжал ангарский «Ермак», хабаровский «Амур» (вторая команда, но тем не менее), «Кречет» с Камчатки. Это команды, которые участвуют в первенстве России. А потом у них интерес пропал, потому что когда в прошлом году мы вышли играть на первенство России, то нам денег не дали.

– По какой причине не выделили деньги?
– А я не знаю. Сказали, что мало игроков, поэтому неперспективно.
Отмечу, что у меня 13-й год был, а в «Мануле» тренера для 13-го года как такового нету. Есть 14-й год и 12-й, и ребята 13-года играют и там, и там. А у меня 13-й год, но играющих всего 9 человек, не считая вратаря. Причём трое из них 14-го года, но подходят под 13-й – хорошие пацаны, получше даже некоторых 13-го года.
У нас «детские» деньги начали тратить на ветеранов, ещё куда-то. А мы хотели на эти средства подновить базу – у нас нет бросковых комнат, где детям нужно заниматься дриблингом. У нас льда не хватает, мы из-за этого даже программу по технике катания не выполняем. Если мы там и бросковые будем проводить, то вообще отстанем. Все бросковые, весь дриблинг отрабатывается на земле, это даже в клубах КХЛ так – в бросковых комнатах. А потом уже на лёд.

– Какие места занимал «Беркут» на Кубке Читы?
– Первый год заняли четвёртое или пятое место. Второй – третье. А в прошлом году взяли первое. В этом году тоже должны были первое взять, но не настроились.

– А какая команда заняла первое место?
– Команда из Свободного (станция в Амурской области. – Прим. автора). Хорошая команда. В прошлом году они по второй группе первенства России заняли первое место в Дальневосточной зоне. Обыграли Хабаровск, Владивосток – КХЛовские команды. А мы там вообще последнее место заняли.
Осенью мы приезжали в Свободный, сыграли пять встреч и выиграли у них. У нас получился счёт 3:2. Три встречи мы выиграли, две проиграли. По уровню мы были повыше. Единственное, у них двое пацанов, конечно, очень талантливые. Поэтому я пригласил их к нам в этом году, они согласились. Я спрашиваю: «Как там эти пацаны?». А их, оказывается, в Хабаровск забрали. А без них команда слабая получается.

– И тем не менее…
– И я, и дети, мы расслабились. Вышли и вообще играть не могли. 6:1 проиграли! Хотя должны были выигрывать. Вроде бы и бегали, и по движению опережали, и по технике были лучше. Соперники покрупнее были, может, год постарше был. Ну то есть по функционалу мы должны были выиграть. Но игра не пошла. Нелепые передачи, ошибки. Вот и проиграли. Обидно, конечно. Но зато – наука. Я к проигрышам нормально отношусь. Когда дети выигрывают, к ним потом тяжелее подход находить.

– Зазнаются?
– Ну да, есть такое у некоторых.
Так мы и попались. Мы же выигрывали даже у более сильного состава. А сейчас-то что? Вроде и настрой был, но закрадывалось ощущение, что что-то не так, было предчувствие.
А вот теперь, например, «Ермак» уже к нам не хочет ехать, а там и 14-й, и 13-й год очень хорошие.

– Почему не хотят?
– Уровень не тот. Никто не хочет приезжать и выигрывать, всем нужен хороший уровень.

– Хотели бы что-то добавить по Кубку города?
– Во-первых, хорошо, что нам в этом году денег выделил городской спорткомитет, это их Кубок. И каждый год увеличивает сумму. В этом году хорошо было.
Хотелось бы отметить и спонсоров. В этом году Титов (Михаил Викторович, генеральный директор компании «Газимур». – Прим. автора) выделил нам 60 тысяч на призовые клюшки. 7 хороших клюшек купили, выдали лучшим игрокам. В прошлом году на поездку он выделял 100 тысяч. Постоянно оказывает нам поддержку. Кроме того, «Читинские ключи» выделяют на турнир питьевую воду для игроков.
Ещё хочу отметить, что турнир – благотворительный. Я иду в фонд «Светоч», с которым мы давно работаем, печатаю билеты на финальный матч Кубка, он стоит 50 рублей. Также печатаю пригласительные билеты, даю ребёнку. Допустим, он приходит в школу и отдаёт один пригласительный билет классному руководителю. Остальные билеты распространяет среди одноклассников.

– То есть ваши воспитанники продают билеты на игру одноклассникам?
– Да. А также в маршрутках, в ледовом бегают предлагают. Родители, конечно, им помогают. Я не преследую цель продать все билеты. Сколько продали, столько продали.

– И на что идут вырученные средства?
– Складываем деньги в конверт и вручаем родителю больного ребёнка.

– Получается, ежегодно в рамках городского Кубка вы помогаете тому или иному ребёнку.
– Да, да. Официально составляется акт и всё прочее, и передаём. В прошлые годы мамы с детьми приходили, мы непосредственно им вручали. А в этом году ребёнок маленький совсем. Ему необходимо произвести какой-то анализ, который стоит 97 тысяч.

– Удалось собрать эту сумму?
– Нет, столько собрать мы не можем. У нас самая большая сумма была – 35 тысяч.

– А в этом году?
– В пределах 27 тысяч собрали. Но после этого я ещё три раза добавлял. То один принесёт, то другой…

– Вкладывались неравнодушные люди, узнавшие о сборе средств?
– Да. В конце «Манул» перевёл ещё 9700, и я их сразу отдал представителю фонда.

– Изначально чья идея была с благотворительностью?
– Ну, это моя идея была. Ещё с тех времён, когда я проводил Кубок ВТБ в 2011–2012 годах. А потом началось, что, мол, телевидению снимать нельзя, что это реклама. Раньше же телевидение приглашали, и когда я начинал проводить Кубок, телевидение снимало. Теперь, вот уже второй год, телевидения нам не дают.

– На прошедшем Кубке Читы по хоккею не было ни ГТРК, ни ЗРТК, да?
– Фонд писал заявку. И одна из компаний ответила, что придёт, но не пришли.

– Что считаете нужным сказать в завершение нашего разговора?
– Хотелось бы затронуть тему, что в прошлые годы мы за свой счёт ездили на ДФО. Первая поездка была во Владивосток, а вторая на Камчатку. Сами понимаете, это стоит прилично. На первую родители 180 тысяч рублей нашли, на вторую поездку 100 тысяч дал Титов. Бегали, искали… Подчеркну, что команда готова выступать, но в связи со всеми трудностями развитие идёт медленно. Маринуем пацанов. Считаю, что если объединить 13-й год «Манула» и нашу команду – будет хорошая команда. Голову на отсечение даю, что если мануловский 13-й год объединить с «Беркутом», то мы будет третьими в Дальневосточной зоне по первой группе. Но нужен год-два, чтобы они у меня позанимались. Потенциал у нас есть.

Беседовал Валентин Олейников
Фото предоставлены Евгением Гришиным
Материал подготовлен в ходе проекта «В рамках «Пятилетия спорта»: создание информационной площадки для обсуждения проблем спортивной отрасли Забайкалья», реализуемого при поддержке губернатора Забайкальского края, Фонда развития Забайкальского края, при софинансировании Фонда президентских грантов»

лента последних новостей

Старты и финиши
19 июня 2025 в 15:29
Старты и финиши
19 июня 2025 в 15:22
Старты и финиши
19 июня 2025 в 15:03