«Литература должна осмыслять и предсказывать реальность – поэзия же, помимо этого, должна танцевать с ней», – уверен поэт, эссеист и сценарист Егор Сергеев, встреча с которым в минувшее воскресенье прошла в «Точке кипения» Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина в рамках IV Рождественского фестиваля «Донбасс. Забайкалье. Мы вместе!»
Поэзия Егора Сергеева, приглашающая к глубокому осмыслению и сопереживанию, переведена на десяток языков. Она звучит в фильмах, на театральных сценах и даже в виртуальных мирах компьютерных игр, находя отклик у слушателей по всему земному шару.
Два часа непрерывного поэтического полёта держали аудиторию в напряжении, не позволяя ни на мгновение расслабиться. С первых минут творческой встречи Егор проникновенным чтением своих поэтических строк погрузил зрителей в атмосферу загадочных посланий, написанных необычным стихотворным размером и словно открывающих глубинный смысл окружающей нас реальности. Творчество этого поэта совсем не просто понять, но готовому слушать и вникать человеку эти строки способны открыть скрытые за фасадом сложных образов и тонких намёков сакральные смыслы.
Никаких подсказок, шпаргалок и заминок – двухчасовое чтение наизусть, поток мыслей, порой гладких и спокойных, а порой будоражащих и вызывающих противоречивые чувства. Каждый из присутствующих в зале пытался найти свою нить размышлений между поэтических строк Егора Сергеева.
Когда реальность перестаёт быть прежней
Врач по образованию, в экстренной медицине – от неотложки до реанимации – Егор Сергеев провёл более десяти лет, и это, по его признанию, натолкнуло на новые мысли и видение мира.
Поэт согласен с мнением о том, что взрыв интереса к литературе, в частности – к поэзии, у наших соотечественников всегда совпадает с важными для страны событиями. Эти всплески интереса происходят волнами, когда русский человек ищет ответы на вопросы, поставленные ему реальностью, вдруг переставшей быть обыденной.
– Когда русского человека вырывают из его космической ледяной дремоты, он первым делом открывает книгу, – говорит Егор Сергеев.
Для самого автора, наделённого особым даром тонко чувствовать всё происходящее вокруг, настоящим потрясением стали военные события, потеря друзей, раскачивающаяся вокруг реальность.
– Летом 2021 года я отметил десять лет с начала карьеры большим онлайн-концертом и собрал два своих самых крупных на данный момент живых выступления, – рассказывает он. – Уже через год, в военном 2022-м, собирать я буду гуманитарную помощь: сначала беженцам с Донбасса в старую Россию, потом – мобилизованным российским бойцам и жителям приграничных регионов.
Его стихи, посвящённые погибшим друзьям, среди которых много коллег, наполнены мистической глубиной и тонкими переливами эмоций: «Он приходит ко мне. Осколочное, говорит, в голову, сможешь – вынь. Но руки предательски вязнут в белом тягучем свете…»
– Мне довольно часто приходится общаться с военными, и они восхищают меня своей способностью преодолевать титанические испытания, – говорит поэт. – Это неизменно дарит неоспоримую веру в людей. Мы начинаем понимать, на что мы способны, если этого потребуют обстоятельства. Но на войне ведь не только погибают, там выживают и живут. Там есть много чего – стихи о жизни и любви в том числе.
Когда поэт в России
Уроженец города Петрозаводска, сейчас проживающий в Санкт-Петербурге, номинант престижной премии Роберта Рождественского, автор проекта «Хронофобия», вызывающего широкий резонанс, Егор Сергеев принадлежит к молодому поколению поэтов.
«Явления в русской культуре такого (популярного сетевого, то есть обретшего славу среди интернет-обитателей) поэта, как Егор Сергеев, не предполагалось. Неоткуда ему было взяться. Человек, которому в дни воссоединения с Крымом было примерно двадцать, а в дни начала большой войны с Киевом – примерно тридцать, – он должен был немедленно оказаться в Тбилиси, в Риме, но никак не здесь. Посреди нашей боли, нашего счастья, нашего будущего. Вот до чего нас довели! – удивляемся, что русские поэты остаются в России», – писал о нём Захар Прилепин.
Сам поэт уверен, что сегодня, помимо изменений, происходящих в мире и обществе, стали очевидными надвигающиеся большие перемены в русской поэзии. Она находится в состоянии перехода из системы одних чувственных координат в другую, из старого образца восприятия в новый – тот, что будет понятен последующим нескольким поколениям.
– Это не революционный, но эволюционный процесс, исполненный в равной степени новизны и преемственности, – рассуждает он.
По мнению Егора Сергеева, у честного поэта не может быть барьеров, ему следует быть готовым умереть за свои стихи. Автор признаётся, что не раз подвергался критике за свои поэтические строки – кому-то не нравится форма или содержание. Однако он уверен, что литература существует для читателя и зрителя, а не для самого поэта и, тем более, не в угоду критикам:
– Если говорить серьёзно, то в институт критики современной поэзии у нас только начинает формироваться. С теми, кто пытается ругать мои стихи, я всё равно ничего не могу поделать. Зачем же напрасно беспокоиться? Здесь не всё очень сложно. Бывают тексты, которые нравятся мне, но не нравятся читателям. Бывает наоборот. Могу назвать стихи, которые вообще прошли мимо, а потом, по какой-то причине, они стали вдруг актуальны. Даже если вышедший текст некто называет провальным, не существует гарантии, что внезапно он не воскреснет из позорного пепла. И наоборот, если стихотворение вышло невероятно удачным, то не факт, что оно не станет этим пеплом. Поэтому здесь всё относительно.
Когда выстроен диалог
Проникать в самую суть времени и судьбы, уметь видеть скрытые измерения, слышать тайные голоса – эти способности во все времена сопровождали настоящих поэтов, как и умение владеть зрительской аудиторией. Встреча с Егором Сергеевым промчалась незаметно – зрители переживали волны искренних эмоций. И, конечно же, было много вопросов – о жизни, о судьбе, о войне, о любви, о творчестве. Традиционно прозвучал вопрос о поэтическом таланте и вдохновении.
– Это на самом деле всё относительно, – сказал Егор Сергеев. – Для меня, к примеру, не существует такого понятия, как вдохновение. Есть фоновый процесс, который идёт всегда. Я просто так смотрю на мир, на сочетание цветов, лиц, глаз, и всё это непрерывно работает на текст.
В своём поэтическом сборнике «Предчувствие» поэт приводит такую цитату: «А что до стихов – они начались с храма. Первый собственный поэтический текст я написал во время поездки на остров Валаам, во дворе Спасо-Преображенского собора, в который не пошёл в тот момент, я, готичный подросток-изгой, был далёк от православия так же, как от успеха или, в общем, поэзии. Впервые порог этого собора я переступлю через пятнадцать лет, когда уже найду в себе и большие литературные амбиции, и очевидную веру в Бога».
Творческая встреча удалась. Её участникам удалось выстроить диалог, в котором каждый нашёл что-то своё, что-то важное и неизъяснимое. И каждый унёс с собой частицу ощущения этого особого разговора, затрагивающего нечто неизведанное, кроющееся в обыденных событиях сегодняшнего дня.

