31 октября 2025 года – дата, которая войдет в историю Забайкальского края. Именно в этот день официально начало свою работу Министерство науки и профессионального образования. В этот знаменательный день мы встретились с главой министерства Натальей Викуловой, чтобы узнать о первых шагах ведомства, его задачах и амбициозных планах на будущее.

Наталья Викулова
– Наталья Олеговна, нашу газету читают не только в столице Забайкалья, но и в районах, и, наверное, пока не все понимают концепцию нового министерства. Расскажите подробнее о сфере деятельности органа.
– Ранее существовало единое Министерство образования и науки, которое в основном фокусировалось на школах и детских садах. Высшим образованием и наукой занимался всего один отдел, состоящий из трех сотрудников.
Однако перед нами стоят масштабные задачи: строительство кампуса, научно-технологическое развитие и поддержка технологического предпринимательства – все, что связано с наукой и инновациями. Очевидно, что небольшой отдел не способен справиться с таким объемом работы.
В связи с этим руководством региона было принято решение о реорганизации. Прежнее министерство будет расформировано. Вместо него появятся два новых: Министерство образования, которое продолжит курировать школы и детские сады, и Министерство науки и профессионального образования.
Таким образом, в ведение нового министерства переходят наука, инновации, технологическое предпринимательство, а также все высшие учебные заведения (университеты, институты) и учреждения среднего профессионального образования (более 30 колледжей).
Наш фронт работы охватывает все студенчество, ученых, новаторов и преподавателей. Школы и детские сады останутся в одном ведомстве, а все, что касается науки, инноваций, высшего и среднего профессионального образования, теперь находится под нашим управлением.
Чтобы обеспечить максимально оперативную интеграцию в экономику, наше министерство работает под руководством зампреда, отвечающего за экономические вопросы, в одном ряду с Минпланом и Минэкономики. Такая практика есть в Китае: наши коллеги, с которыми мы встречались накануне, также разделяют подобный подход. У них детские сады и школы находятся под социальным блоком, а высшее и среднее профессиональное образование – под экономикой.
Такой подход позволяет экономике формулировать задачи для образовательной сферы. Например, представители креативных индустрий сообщают о нехватке звукорежиссеров, и мы совместно разрабатываем новые образовательные программы. Или, когда возникает потребность в специалистах для инженерного ядра, мы оперативно реагируем на запросы. Если нам говорят о необходимости внедрения новых методик извлечения элементов из руды, наша задача – быстро и гибко ответить на эти вызовы с точки зрения науки и образования.
Вчера нас вызвал комитет по промышленности, и мне задали вопрос: «Какие инновационные производства нам нужны и какие практики существуют в России и на Дальнем Востоке?» Это экспертиза, которую предоставляет наше министерство. Мы анализируем текущую ситуацию, обращаем внимание на доступные технологии и возможности их внедрения.
В этом процессе мы активно взаимодействуем с другими ведомствами. Например, Минсельхоз обращается к нам, и мы совместно создаем отдельный сельскохозяйственный институт. С фондом развития промышленности мы прорабатываем соответствующие направления. Минприроды также участвует в нашем научном сотрудничестве. Эта практика уже давно налажена в России. Например, в Новосибирске строительство дорог невозможно без заключения ученых о качестве используемых материалов, таких как цемент и асфальт. Научная экспертиза необходима для обеспечения высокого качества.
Кроме того, мы занимаемся строительством кампуса – центра, который будет сосредоточен исключительно на новых программах. Старые программы в кампус не допускаются. Это место, где собираются лучшие умы из ЗабГУ, ЗабИЖТа, ЧГМА, которые занимаются разработками. Кампус должен отвечать на технологические запросы предприятий и региона, генерируя новые идеи, проекты и инновации. На данный момент эта инициатива находится на начальном этапе, и наша задача – развивать ее.
Я также создаю информационную воронку вокруг тем науки и образования. У нас, к сожалению, эти вопросы редко обсуждаются. В фокусе внимания – ЖКХ, рост цен, жилье, происшествия, дороги, бытовые темы – все, что угодно, кроме науки, открытий и инноваций. Однако в современном мире без внедрения инноваций в производство мы рискуем остаться на обочине экономики. А без новых разработок само производство не сможет развиваться. Поэтому, на мой взгляд, очевидно, что без соответствующего министерства прогресс затруднителен. Кстати, вслед за нами, Нижний Новгород также формирует подобное ведомство.
– А есть ли такие министерства где-то еще?
– Нет, мы первые. У нас ситуация довольно сложная: по науке и высшему образованию мы относимся к федеральному Минобру, а по среднему профессиональному образованию – к Минпросу. Получается, мы отчитываемся перед двумя разными федеральными ведомствами. Это непростой кейс, но он очень нужен сейчас, чтобы система образования могла быстро отвечать на потребности экономики.
– Как вы отнеслись к предложению возглавить министерство?
– Я не принимала это решение сразу, около восьми месяцев ушло на размышления, начиная с ноября. Это очень серьезный вызов: нужно собрать воедино все структуры, объединить сообщество, развивать кампус. К тому же от нас ждут, чтобы образование Забайкалья стало узнаваемым брендом на уровне Дальнего Востока и всей страны. То есть мы говорим о качестве, которое должно быть на уровне всего Дальнего Востока, а не только нашего региона.
– Звучит амбициозно.
– Да, амбициозно. Теперь нужно понять, как мы будем двигаться дальше.
– Сегодня вы встречались с представителями читинской школы креативных индустрий. Каких специалистов нам не хватает в этой сфере?
– Нам не хватает, например, продюсеров. В настоящее время у нас есть отдельные художники, мастера и специалисты, но они работают разрозненно. Пока у них нет людей, которые могли бы их продвигать, им будет сложно выйти на рынок. Даже те креативные продукты, которые уже существуют в регионе, имеют очень ограниченный рынок. Забайкальский край воспринимается как единственный рынок, но это не должно быть так. Региональные бренды должны смело выходить за пределы региона, оставаясь при этом здесь. Когда их рынок расширится, их налоговые вложения в регион также увеличатся. Наша задача – продвигать региональные бренды за пределами Забайкалья, чтобы они могли расти.
Почему это важно для Министерства науки и профессионального образования? Потому что мои показатели эффективности и результативности – это 5000 студентов, которые должны приехать в Забайкалье. Они не приедут сюда просто так. Нужно создать новый имидж региона, который будет привлекать их. Это должна быть другая культурная повестка: здесь должно быть интересно, вкусно и есть, куда сводить детей. Вся эта среда вокруг тех, кто должен переехать к нам, новый имидж региона, не могут быть созданы без креативных индустрий и без тех смыслов, которые нужно в них заложить.
Если креативные индустрии будут абстрактными фильмами или роликами, это не принесет желаемого эффекта. Нам нужно объединиться вокруг единой темы, например, «сила в корнях». У нас есть исторические памятники, великие художники, такие как Даши Намдаков, который на своей родине создал комплекс. Это может стать сигналом для тех, кто уже уехал, чтобы они вернулись и отдали дань уважения своей родине. Сила, которая есть в наших корнях, может стать одним из ключевых смыслов.
Когда мы создаем мультфильмы, они должны быть основаны на местных легендах. Когда пишем музыку, она должна включать этномотивы. Когда организуем дефиле, костюмы должны отражать традиционные сюжеты или орнаменты. Это пространство, пронизанное едиными смыслами, будет «якорить» людей, заставляя их оставаться, потому что это их Родина, их начало.
Таким образом, индустрия будет выглядеть иначе. Зачем ехать в Забайкалье? Чтобы прикоснуться к своим корням. Здесь корни русского подвига освоения Дальнего Востока, корни бурятского и эвенкийского народов. Здесь много оснований, которые могут удержать человека.
– Небольшое уточнение. Я все-таки не совсем понимаю, как забайкальские мотивы могут появиться в фильмах и в мультипликации. В какой мультипликации, в каких фильмах?
– Представьте: мы берем, к примеру, эвенкийские сказки. Вы знакомы с ними?
– Нет.
– И я тоже. Но представьте, если бы ребенок смотрел не просто обычный мультфильм вроде «Маши и Медведя», а анимацию, основанную на эвенкийских сказках. Так он мог бы познакомиться с культурой и узнать больше о регионе, в котором живет. Помните, мы создавали мультфильмы «Загадочная Даурия»? Там было три серии о Забайкалье. Это же интересно, правда? И такой подход можно масштабировать.
Почему бы не использовать эти мотивы в кино? Например, в жанре фэнтези, рассказывающем о мире кочевников, о народах, проходивших через степи, о наследии Чингисхана, о первопроходцах, осваивавших Дальний Восток. Разве это не может стать основой для захватывающего фильма? Фильма, который мы посмотрим и будем гордиться тем, что живем на этой земле, освоенной благодаря таким подвигам.
Это пример внутреннего креативного продукта, который, будучи правильно представленным, может привлечь широкую аудиторию. Сейчас у молодежи есть явный запрос на образовательный контент. Быть эрудированным стало модно, поэтому люди читают научно-популярную литературу. Точно так же они могут сходить на лекцию, посмотреть такой фильм или мультфильм и получить новые знания.
Почему мы строим экологические тропы? Это тоже образовательная составляющая – возможность изучать природу. Зачем мы создаем музеи и этнокомплексы? Потому что мы восхищаемся нашей великой историей.
Каждый из этих пунктов – это еще один весомый аргумент, чтобы остаться здесь. Можно открыть свой бизнес, смотреть интересное кино, создавать или смотреть мультфильмы, открывать для детей арт-пространства. Важно создать для ребенка бесшовную траекторию развития. Уже в детском саду у него должен быть выбор: заниматься на мини-сити-ферме, играть с моделями поездов или стать юным аниматором, придумывая и рисуя мультфильмы. Переходя в школу, он продолжает иметь возможности для выбора. Мы должны видеть ребенка с самого начала его пути, и главное – чтобы у него был выбор.
Когда человек чувствует, что у него есть выбор, он с большей вероятностью останется здесь. А когда выбора нет и здесь нечего делать, то люди, естественно, уезжают.
Таким образом, главная задача – остановить отток населения, особенно молодежи, и сделать регион привлекательным для тех, кто сюда приедет.
– Как вы считаете, когда мы сможем увидеть первые результаты этой масштабной работы?
– По крайней мере, в отношении создания информационной воронки, которая должна привлечь внимание к нашим усилиям, я полагаю, что в 2026 году мы сможем хотя бы определить реестр имеющихся у нас ресурсов. Это станет основой для разработки стратегии развития, включая креативные индустрии, а также для создания государственной программы научно-технологического развития региона. Мы сможем сформировать мощную информационную воронку, чтобы донести до всех, что происходит в Забайкалье. Это будет стартовая точка на 2026 год. Дальше, конечно, обстоятельства могут меняться, но я думаю, что в первую очередь нам нужно сосредоточиться на ближайшем годе, а затем на трехлетнем периоде для более детальной проработки. К открытию кампуса в 2028 году у нас уже должен быть создан «котел» для молодежи.
Например, Владивосток начал свой путь к статусу молодежной столицы России в 2012 году и достиг этой цели в 2024 году, потратив 12 лет на целенаправленную работу. У нас есть как краткосрочные перспективы – на год или три, так и долгосрочные. Наша задача – сделать Читу модной. Лето в Чите должно стать брендом. Почему бы не сделать так, чтобы Чита ассоциировалась с активной и интересной жизнью? Мы хотим, чтобы Чита стала местом, где кипит жизнь, где образование и молодежные инициативы находятся на первом месте. Это наша большая цель, и, хотя это может звучать как мечта, у нас нет выбора – руководство ставит перед нами эту задачу, и мы должны ее выполнить.
– Обсудим текущие задачи.
– 31 октября мы официально завершили процесс регистрации в налоговой. Два месяца мы работали над положением, согласовывали его с различными ведомствами, проходили юридические экспертизы. Этот день – официальная дата рождения нашего министерства, мы получили статус юридического лица. Это первый этап.
Далее мы открываем счета и начинаем активную работу. Сейчас я формирую команду, в которой 24 штатные единицы. Кроме того, будут штатные единицы в рамках дирекции кампуса. С этой командой мы будем организовывать работу.
Понимаю, что нам необходимы партнеры из разных городов России. Кроме того, в Китае и Монголии я вижу сильных игроков, которые могут быть нашими партнерами. Поэтому планирую поездку в город Сиань. Там я встречусь с руководством Сианьского транспортного университета, Сианьского международного университета, а также с представителями нескольких бизнес-центров. Мы планируем создать базу для совместного проведения масштабного международного форума в Чите. Цель – собрать здесь всех, кто занимается инновациями и цифровыми технологиями, включая представителей Китая и Монголии. Именно для налаживания этого партнерства я отправляюсь в Китай.
Я уверена, что мы недооцениваем потенциал нашей границы и нашего региона. У нас 8 пунктов пропуска, а в 300 километрах от Читы находится рынок с полуторамиллиардным населением. Выстроив плотное и взаимовыгодное сотрудничество, мы сможем добиться значительных успехов. Я вижу в этом большой потенциал.
Кроме того, мы активно сотрудничаем с другими строящимися кампусами по всей стране. Мы уже посетили Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск. В феврале планируем поездку на Камчатку. Мы стремимся максимально форсировать этот процесс.
Понимаю, что на рынке есть конкуренция – в стране будет 40 кампусов. Но сейчас, на этапе становления, нам очень нужны партнеры и кооперанты, с которыми мы будем учиться, договариваться и обмениваться опытом. Когда мы окрепнем, можно будет говорить о конкуренции. Сейчас же мы сосредоточены на развитии и росте.
– Наталья Олеговна, хотели бы вы что-то добавить относительно работы министерства?
– Хочу особо отметить еще одно важное направление нашей работы, помимо уже озвученных задач. Наше министерство отвечает за образование и переподготовку участников, вернувшихся со специальной военной операции. Это касается как высшего и среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования (ДПО).
Например, если человек пришёл в середине учебного года и не может поступить на основное обучение, мы можем подобрать для него курсы ДПО. По вопросам получения образования для вернувшихся участников можно обращаться в редакцию за моими контактами или контактами министерства.
Мы готовы оказывать всестороннюю поддержку: разбирать каждый случай индивидуально и находить оптимальные образовательные решения. Это крайне важная задача, поскольку мы понимаем, что обстоятельства у всех разные и многие получили ранения. Тем не менее мы уверены, что сможем подобрать подходящие направления обучения – будь то проектирование, дизайн или IT-специальности. Мы готовы к этой работе и открыты для сотрудничества.

